Немногие компании в мире Hi-Fi Audio могут похвастаться такой богатой историей, как Marantz. В 2003 году компания отметила свой 50-летний юбилей. Для того, чтобы понять, как этот бренд сумел завоевать и сохранить такую уникальную позицию на рынке - обожание знатоков - аудиофилов и признание простых людей с улицы за высокое качество, необходимо проследить историю компании вплоть до самых ее истоков - до эпохи зарождения музыкальной индустрии звукозаписи, такой как мы знаем ее сегодня.
ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТ В ПОДВАЛЕ
История началась в 1948 году, когда Columbia Broadcasting System (CBS) выпустила первые долгоиграющие моно пластинки (LP) и, тем самым пробудила интерес любителей музыки к ее качественному воспроизведению. Один из них - свободный художник и музыкант-любитель Сол Бернард Маранц (Saul Bernard Marantz), который родился в Нью-Йорке в 1911 году. Недовольный существовавшим в то время оборудованием, Сол провел многие часы в подвале своего дома, конструируя усилители для воспроизведения любимых пластинок из своей коллекции LP записей. В те далекие дни качество LP сильно страдало от нестабильности характеристик записи, и это озаботило Сола, который в 1952 году создал именно то, что впоследствии оказалось революционным для своего времени предусилителем. Пред был оснащен полным набором кривых эквалайзера, необходимых для того, чтобы справиться с хаотически меняющимися характеристиками записей на виниле, и эта возможность сразу произвела неизгладимое впечатление на всех друзей Сола. Он назвал свое творение Audio Consolette (т.е. маленькая аудио консоль, микшер). Жена уговорила его изготовить 100 штук на продажу, однако в течение года очередь на его Консольку выросла до 400 заказов!
СТАРТ ПРЕСТИЖНОЙ ЛИНЕЙКИ
Сол Маранц был влюблен в свои пластинки, и энтузиасты музыки быстро прониклись таким же чувством к его продуктам. Эта любовь длится уже более полувека, и с годами становится все крепче. Он официально основал компанию Marantz в 1953 году, а годом позже запустил в серию моно предусилитель Model 1 (коммерческий вариант своей Audio Consolette). В составе этого усилителя был весьма совершенный фонокорректор, который с легкостью удовлетворял всем требованиям стандарта RIAA, принятого в том же году. У него было целых 7 входов, включая один для звукового сопровождения TV, таким образом Сол предвосхитил современные домашние кинотеатры на целых 40 лет! При цене в $168 USD, весьма приличной сумме в то время, Model 1 отличалась удивительно музыкальным звучанием, а также динамикой, которая заставляла энтузиастов и критиков замереть в восхищении. Благодаря таким вещам, как переключатель для мониторинга записи на ленту, поворотный регулятор громкости и выносной блок питания, эта модель заложила основы традиций Marantz в части качества и инноваций. Сегодня коллекционеры готовы выложить за Model 1 в хорошем состоянии гораздо больше, чем была его первоначальная цена, а его звучание до сих пор считается эталонным среди предусилителей.
Очень скоро линейка была пополнена, и в 1956 появился усилитель мощности Model 2. Это произведение мастера на много лет опередило уровень всех конкурентов и имело два режима работы. С помощью переключателя его можно было перевести из пентодного режима с выходной мощностью 40 Вт в чисто триодный - с мощностью 25 Вт. Model 2 так вдохновила одного из критиков, что он охарактеризовал ее звучание, как пышное (gorgeous), а такие эпитеты крайне редко встречались в описании Hi-Fi в 50-х годах! В 1957 к линейке добавились Model 3 - моно двухполосный разделитель каналов и Model 4 - блок питания, годом позже свет увидела Model 5 - менее мощная, но более доступная версия довольно дорогой Model 2. Это был также год рождения стерео записей, и Marantz выпустил Model 6 - стерео адаптер для работы с двумя предусилителями Model 1. Однако еще более важным событием стало то, что мир познакомился со стерео предусилителем Model 7c, который многие рассматривают как самое значительное создание Marantz.
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ЗВУЧАНИЕ, ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
Прямой потомок Model 1, новая Model 7c стала одним из high-end аудио бестселлеров за все время (было продано 130 тысяч штук , с учетом всех модификаций). У нее были регуляторы баланса, режимов, независимая регулировка тембров в каждом канале, однако ее фантастический успех, несомненно, связан с превосходными музыкальными данными. Фанаты Model 7 утверждают также - и у них есть на то основания - что этот усилитель породил новую моду на эстетику электронных устройств благодаря сбалансированному дизайну передней панели и нежной подсветке логотипа Marantz. Линейка усилителей Model 7 постепенно эволюционировала в течение 10 лет и превратилась наконец в 7T, первый транзисторный предусилитель от Marantz.
В начале 60-х Marantz выпустил свой первый стерео усилитель мощности, 30 ваттный Model 8. Похожий внешне на легендарные Model 2 и 5, он выставлял напоказ лампы и обеспечивал исключительное качество звука. А в 1963 появилась Model 9 - 70-ваттный моно усилитель мощности, у которого, как считали многие знатоки, не было равных соперников. 1963 год был чрезвычайно успешным для Marantz , ведь в этом же году еще один эталон HiFi истории увидел свет. Это был Model 10 - ламповый FM-тюнер со встроенным осциллографом для индикации качества, точности настройки и баланса принятого радио сигнала.
ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ
Одновременно с революцией в области поп-музыки, произошедшей в 60-х годах, серьезные изменения затронули и Marantz. Слишком высокая стоимость разработки FM-тюнера Model 10 привела к финансовым проблемам, которые заставили в конце концов Сола Маранца продать свою компанию в 1964-м году другой - Superscope Inc. Через несколько лет он оставил свой пост, и этап в истории, известный как ''Old Marantz'', завершился, а вместе с ним кончился и золотой век ламповых усилителей. Сол Бернард Маранц скончался много позже, в 1997 году в возрасте 86 лет, и это было печальное событие для аудиофилов всего мира. Но вернемся в 1964-й...
Купив компанию Marantz, президент Superscope Джозеф Тушинский (Joseph Tushinsky) решил расширить бизнес и сделать Marantz производителем аудио аппаратуры более широкого профиля. Он начал искать японских производителей, которые смогли бы ему помочь в освоении среднего ценового сегмента. Пробный выпуск продукции фирмой Standard Radio Corporation of Japan привел к тому, что в 1966 ей было поручено производство Model 25, а потом и более дешевых моделей 22 и 28. Приблизительно в это же время проектирование и производство (кроме продуктов линейки A) также было переброшено из США в Японию и Superscope купил 50% акций Standard Radio Corp. В 1975 году она сменила свое название на Marantz Japan Inc. Вплоть до средины 70-х Marantz продолжал выпускать великолепные аппараты класса high-end и HiFi. Однако к концу десятилетия компания Superscope почувствовала все более жесткую конкуренцию на рынке и в 1980 продала свои права на бренд Marantz, дилерскую сеть и все активы (кроме США и Канады) компании Royal Philips Electronics - голландскому электронному гиганту. К сожалению бренд Superscope ''Marantz'' продолжал продаваться по низким ценам в США и Канаде до тех пор, пока в 1992 Philips окончательно не выкупил все права и там.
ВСТУПЛЕНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭРУ
Покупка Marantz Филипсом открыла третий этап в истории развития компании, который можно охарактеризовать как переход от чисто аналогового аудио к цифровому. Первый из многих CD-плееров Marantz, ставших лидерами в своем классе, CD-63 появился в 1982 году. Philips оставался у руководства целых 19 лет, обеспечивая Marantz уникальные возможности доступа к передовым технологиям цифрового аудио, которые разрабатывались его инженерами. Заметные вехи в развитии цифрового аудио составили DPM-7 - усилитель с цифровой обработкой, выпущенный в 1985 году, CD-рекордер CDR-1 - в 1991 и Super Audio CD-проигрыватель SA-1 появившийся в 1999. Если продукты конца 70-х годов слегка подмочили репутацию бренда Marantz, то за последующие десятилетия образ компании был восстановлен и достиг прежних престижных высот, какие у него были когда-то в области high-end аудио компонентов. Основные вехи того периода включают такие продукты, как PM-6a - предусилитель, выпущенный в 1981 году, усилитель PM-16 с токовой обратной связью и завоевавшие награды в 1994 SC-5 и SM-5. Инновации вновь стали активно воплощаться в новых моделях, и такие разработки, как усилительный модуль HDAM, еще более укрепили репутацию Marantz. В 1995 году мы даже стали свидетелями возрождения ламповых усилителей - в ходе проекта T-1 и создания копий (реплик) оригинальных моделей Model 7 и 9.
MARANTZ СЕГОДНЯ
Исторический период Philips в жизни Marantz завершился в 2001 году, когда Marantz Japan Inc. выкупила бренд и все заморские подразделения компании. Сегодня Marantz входит в состав D&M Holdings, совместной холдинговой компании, учрежденной в 2002 для объединения Marantz и другого производителя Hi-Fi - Denon в стратегический союз, способный укрепить позиции обоих компаний в нынешнем трудном экономическом климате. Более 1600 сотрудников компании работают в 50 странах. Она ведет тщательный отбор дилеров, чтобы удостовериться в том, что они способны обеспечить такое качество сервиса, которое соответствует уровню продуктов Marantz. Претендент на звание дилера должен удовлетворять строгим требованиям в части помещений для демонстрации аппаратуры, прежде чем начать продажи Marantz.
Marantz выпускает сегодня три линейки продуктов: Range Series - предлагающая наиболее гибкие возможности построения систем под любой стиль жизни. Серия Style Series, с ее элегантным и эстетичным дизайном систем Eclipse и Compact Eclipse, нацелена на взыскательную публику, которая верит в могущество простоты. И, наконец, на самой вершине high-end находится Premium Series, гарантирующая Hi-Fi пуристам наивысшее наслаждение от прослушивания. За долгие годы были также разработаны такие семейства, как Reference, искренне воспроизводящая чистые музыкальные эмоции, Original Special Edition (SE или позднее OSE) - это версии, поднимающие уровень серийных продуктов на новую высоту за счет подбора компонентов и модификаций конструкции с целью улучшения звучания. Наконец, модели с индексом Ken Ishiwata Signature предлагают несравненный уровень качества. Кен Ишивата (Ken Ishiwata), создавший концепцию SE, это талантливый аудио инженер, верящий в то, что воспроизводимый звук должен произвести на слушателя такое впечатление, какое не способно обеспечить никакое другое чувство. Его персональная подпись на продукте Marantz - это знак бескомпромиссного качества.